на главную Управление Роспотребнадзора
Вход для сотрудников
по Республике Коми
   главная   контакты

Меню:

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ | Тематические обзоры

УПРАВЛЕНИЕ
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии"
ДОКУМЕНТЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ"
ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
БЛОГ
ИНФОРМАЦИЯ
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
ЗАКУПКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕНЫХ НУЖД

«Подводные камни» потребительских кредитов.

«Приобретайте наши товары в кредит!», «Беспроцентные кредиты!». Как часто в последнее время покупатели слышат эти слова от продавцов.
К большинству из нас они имеют непосредственное отношение. Многие хотя бы однажды воспользовались возможностью приобретения товара или услуги в кредит: кто-то покупал бытовую технику, кто-то заказывал туристическую путевку или медицинские услуги, а некоторые «счастливчики» оформляли «в кредит» квартиру или машину.
Для некоторых приобретение товара в кредит стало удачной находкой в решении насущных бытовых вопросов и реальной возможностью получения желаемой вещи уже сегодня. Но нередко выплата кредита оборачивается настоящим кошмаром, непосильной ношей, о реальной «экономической» тяжести которой потребитель не знал и не догадывался.
Почему же так происходит и как не допустить нарушения своих прав при оформлении покупки «в кредит»? На что следует обращать внимание при заключении кредитных договоров? И как защитить свои права в случае, если они нарушены?
Результаты работы органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, позволяют говорит о том, что нарушения прав потребителей в сфере потребительского кредитования в современной России носят массовый и повсеместный характер. Факты ущемления прав заемщика имеют место на всех стадиях приобретения товара или услуги «в кредит»: от момента его рекламирования, когда потребителя убеждают в отсутствии каких-либо процентов по кредиту, низких кредитных ставках и прочих «прелестях и выгодах» кредитования, до момента исполнения кредитного договора, когда к «выбиванию» долга от должника привлекаются всевозможные коллекторские агентства и службы безопасности банков, законность методов работы которых вызывает порой большие сомнения.
Существенная доля нарушений в сфере потребительского кредитования имеет место при заключении гражданами кредитных договоров с банками или иными кредитными организациями: потребители вводятся в заблуждение о сущности и условиях заключаемых договоров потребительского кредитования, им не предоставляется полная и достоверная информация об условиях кредитования и реальных процентных ставках по кредиту, в договоры кредиты включаются условия, ущемляющие права потребителей.
Наиболее часто встречающие нарушения таковы:
1. Навязывание потребителю дополнительных, так называемых «сопутствующих» услуг, которые он изначально не имел намерения приобретать. Так, при получении от банка денежных средств на приобретение какой-либо вещи, условие об обязательном страховании (и, как правило, в рекомендованной банком конкретной страховой компании) является для заемщика обязательным. Однако выполнение подобного требования несомненно влечет увеличение расходов потребителя на получение о дальнейшее погашение кредита.
Сходную природу имеет и включение в кредитный договор условий о взимании дополнительных комиссий за открытие и ведение банком счетов, за рассмотрение кредитной заявки, за выдачу кредита и т.п. Использование такого механизма приводит в реальности к существенному «удорожанию» финансовой услуги.
2. Кредитные организации допускают ущемление прав потребителя на неизменность условий заключенного кредитного договора. Если в договоре отсутствуют условия о возможности его изменения или расторжения банком (кредитной организацией) в одностороннем порядке, об одностороннем изменении условий кредитования или размера процентной ставки, то совершать такие действия кредитор не вправе.
3. Ограничение права потребителя на досрочное исполнение обязательств путем установления штрафов за досрочное погашение кредита.
4. Ограничение прав потребителя на свободный выбор территориальной подсудности, то есть права предъявления иска к кредитору, в том числе и по месту жительства гражданина. Условиями кредитных договоров зачастую предусмотрено, что все иски к кредитной организации, связанные с исполнением заключенного договора, должны быть рассмотрены только по месту нахождения данной организации или его филиала. Изложенное, зачастую влечет отказ судов общей юрисдикции в принятии исковых заявлений к рассмотрению по месту жительства гражданина.
5. Нарушение прав потребителя на свободное распоряжение принадлежащими ему гражданскими правами и свободу договора. Указанное нарушение выражается во включении в договор условий, запрещающих потребителю выступать поручителем иных лиц, передавать в залог свое имущество третьим лицам, получать кредиты в иных кредитных организациях без письменного уведомления или согласия банка.
Защита гражданином его прав в сфере потребительского кредитования может быть осуществлена несколькими способами. Выбор конкретного способа защиты зависит как от желаний и возможностей (в том числе и финансовых) самого потребителя, так и от того, на какой стадии заключения или исполнения кредитного договора имеет место нарушение его прав.
Особенно внимательным следует быть на этапе заключения договора кредита. Основательное ознакомление с условиями заключаемого кредитного договора, особенно с положениями, указанными мелким шрифтом, уже может существенно снизить возможность введения потребителя в заблуждение относительно условий выбранной им кредитной программы. В случае возникновения каких-либо сомнений и неясностей нелишним будет и обращение к банку за получением соответствующих письменных разъяснений, а еще лучше - консультирование у квалифицированных юристов. Однако в данном случае нельзя не отметить, что даже тщательное изучение потребителем всех документов не исключает возможности нарушения его прав в силу отсутствия у гражданина специальных познаний в сфере потребительского кредитования, непонимания используемой в договоре или письменных разъяснениях банка профессиональной терминологии. А средства на обращение за юридической помощью имеются далеко не у каждого.
Другим возможным способом защиты потребителем его прав является претензионная работа с кредитным учреждением, с которым он заключил кредитный договор. Она подразумевает ведение потребителем переписки или переговоров с кредитором по существующим разногласиям при заключении или исполнении кредитного договора, и в некоторых случаях становится эффективной мерой разрешения спорных вопросов в досудебном порядке.
Реализовать свое право на защиту потребитель может и в судебном порядке. Одним из не менее действенных способов защиты прав и интересов потребителей в сфере потребительского кредитования, возможности которого, к сожалению, гражданами используются не так уж и часто, является обращение за помощью в компетентные государственные органы. К числу таковых относятся как органы прокуратуры, так и органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).
Уже около трех лет на территории нашей Республики осуществляет свою деятельность Управление Роспотребнадзора по Республике Коми. К его функциям отнесены контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В рамках своих полномочий по защите прав потребителей Управление может проводить проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований законодательства о защите прав потребителей, а в случае выявления нарушений – выдавать нарушителям предписания о прекращении нарушения прав потребителей. Управление наделено и правом обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей или интересов неопределенного круга потребителей, а также участия в судебном деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Любой потребитель в случае нарушения его прав, в том числе в сфере потребительского кредитования, может письменно обратиться с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми по адресу: г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 71. По каждому обращению будет проведена проверка и в случае выявления нарушения прав потребителей будут приняты необходимые меры реагирования. Результаты проверок в сфере потребительского кредитования, информация о выявленных нарушениях, будут систематически обобщаться Управлением, и доводиться до широкого круга общественности.
В Управлении работает Общественная приемная, куда потребитель может прийти за консультацией при нарушении его прав. График работы Общественной приемной: понедельник и четверг, с 9 до 12 часов, телефон для записи на консультацию - 21-30-61.
Не лишним будет отметить, что осведомленный, грамотный и внимательный потребитель застрахован от финансовых неожиданностей при погашении потребительского кредита. Более того, активная позиция потребителя может стать гарантией пресечения незаконных действий кредитной организации и в отношении иных заемщиков.

Начальник отдела юридического обеспечения,
кадров и государственной службы
Управления Роспотребнадзора по Республике Коми
Ирина Владимировна Читалкина

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей

"Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"
 
Copyright (c) Управление Роспотребнадзора по РК. Все права защищены. 2005-2007гг.
Создание и поддержка WebStar Studio