В 1-ом полугодии 2008 года в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми и территориальные отделы Управления поступило 1197 письменных и устных обращений от граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, общественной организации. Из общего числа обращений:
- письменные составляют- 40% ( 478 обращений)
- устные – 60% (719 обращений).
Структура поступивших обращений выглядит следующим образом:
- 26% - составляют жалобы и заявления граждан на нарушения в области санитарно- эпидемиологического благополучия;
- 70% - обращения по вопросам защиты прав потребителей в сфере торговли и оказания услуг;
- 4% - составляют обращения, не относящиеся к компетенции службы.
Организация работы Общественной приемной при Управлении Роспотребнадзора по Республике Коми и прием граждан по устным обращениям в территориальных отделах Управления позволили сократить количество письменных заявлений граждан на 5% (1-ом полугодии 2008г.-478) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Все поступившие письменные заявления и жалобы рассмотрены в установленные законодательством сроки, заявителям направлены подробные ответы с разъяснениями и конкретными принятыми мерами.
Из рассмотренных 478 письменных обращений, в 203 заявлениях подтвердились факты нарушений, о которых сообщают граждане (42%).
По итогам рассмотрения:
- 950 заявителям даны разъяснения (80%),
- по 203 обращениям приняты меры административного реагирования (17%),
- 41 обращение граждан направлено по подведомственности, в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления (3%).
В области санитарно-эпидемиологического благополучия человека наибольшее число обращений поступило от граждан на неудовлетворительные условия проживания, связанные в основном с физическими факторами (шум, вибрация), а также невыполнением обслуживающими организациями (ремонтно-эксплуатационными организациями, управляющими компаниями, ТСЖ) обязанностей по своевременному вывозу бытовых отходов и надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов, в т.ч. содержанию придомовой территории, подвалов, крыш, подъездов, техническому обслуживанию лифтов и т.д. и взимании платы за не предоставленные услуги (44%). Граждане высказывают недовольства по поводу нарушения санитарных правил и норм в предприятиях общественного питания при организации питания населения (24%). При рассмотрении жалобы жителей г.Сыктывкара на работу одного из кафе города были установлены грубые нарушения санитарных правил, в частности приготовление и реализация блюд и закусок с использованием нового, нетрадиционного сырья потребителям осуществлялась без санитарно-эпидемиологического заключения, при приготовлении блюд использовались пищевые продукты с истекшим сроком годности и без маркировки, условия хранения скоропортящихся продуктов не соблюдались; не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены работников кафе и т.д. По результатам проверки в отношении руководителя юридического лица подготовлены и направлены материалы в Сыктывкарский Федеральный городской суд о приостановлении деятельности предприятия общественного питания и временном запрете его деятельности, выдано предписание об устранении допущенных нарушений. Кроме того руководитель предприятия привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа.
По-прежнему граждане в своих обращениях отражают проблемные вопросы о нарушениях в сфере торговли и оказания услуг. Основу претензий потребителей в области торговли, как правило, составляют:
- реализация некачественных товаров ( в основном технически сложные товары бытового назначения, швейные товары и обувь, мебель, продукты питания);
- не предоставление необходимой и достоверной информации о товаре и изготовителе;
- необоснованный отказ продавца удовлетворить требование потребителя в части обмена товара или расторжения договора купли-продажи, в принятии претензии потребителя и проведении экспертизы товара;
- отсутствие информации о владельце торгового предприятия, отсутствие книги отзывов и предложений, грубое отношение продавцов и т.д.
На нарушение прав потребителей при оказании услуг рассмотрено 87 обращений граждан (10%). Основная масса жалоб поступает на низкое качество жилищных и коммунальных услуг, не соблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг. Рассмотрены жалобы на нарушение прав потребителей при оказании услуги телефонной связи, медицинской услуги. Возросло число жалоб на деятельность кредитных организаций. В ходе рассмотрения обращений граждан установлено, что основными нарушениями в сфере потребительского кредитования являются:
- включение в договор условий, ущемляющих права потребителя;
- навязывание дополнительных услуг;
- несоблюдение особых процессуальных прав потребителей, в частности по вопросам территориальной подсудности и т.д.
За нарушения, допущенные в области санитарного законодательства и Федерального закона РФ «О защите прав потребителей» выявленные в ходе надзора в 1-ом полугодии т.г. Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми и территориальными отделами Управления привлечено к административной ответственности 230 должностных лиц и 24 юридических лица на сумму 716 тыс.рублей; руководителям предприятий и индивидуальным предпринимателям выдано 155 предписаний об устранении выявленных недостатков; 36 материалов направлено в судебные органы для приостановления деятельности объекта и запрете его деятельности.
Для оказания консультативной помощи потребителям по вопросам защиты их законных прав, своевременного и объективного рассмотрения обращений граждан, при Управлении Роспотребнадзора по Республике Коми работает Общественная приемная. Руководителями и заместителями Управления Роспотребнадзора по Республике Коми и территориальных отделов Управления регулярно проводится личный прием граждан.